Микунь — железнодорожные врата Республики Коми. Главная достопримечательность Микуня — города в 96 км от Сыктывкара — это история, витающая здесь в воздухе. История строительства Северо-Печерской железнодорожной магистрали тесно связана с этим небольшим, но очень серьезным городом, появившемся на карте мира в 1937 году. Даже теперь, по прошествии стольких лет, легко представить,что еще лет сто назад в этих краях была бескрайняя тайга и топкие болота. Перемены начались в 1916 году, когда впервые в обществе заговорили о строительстве железной дорог от Котласа к Обскому бассейну через земли Коми. 


В 1916 году священнослужитель и по совместительству депутат Государственной Думы четвертого созыва (1912-1917 годы) Д.Попов разработал проект по строительству железной дороги от города Котлас вглубь, в тундру. Ему удалось добиться одобрения смелого предложения, и вскоре началось строительство Камско-печорской железной дороги. Первые работы велись руками пленных австро-венгерской армии, коих насчитывалось несколько тысяч. Вскоре грянул Октябрьский переворот, военнопленных со стройки убрали.

Понятно, что в первые годы становления советской власти об освоении севера никто и не думал. Лишь во время гражданской войны, когда Донбасс и Баку с их запасами угля и нефти оказались в руках белогвардейцев, вновь встал вопрос о строительстве железной дороги в Коми. В конце 1918 года Высший Совет народного хозяйства организовал первые исследовательские экспедиции на маршруте Москва-Ухта. Ведущих специалистов-геологов привлек Ухто-Сосногорский регион. Тогда никто и предположить не мог, что когда-нибудь здесь появится понятие «квартиры на сутки в Микуни», и станет довольно популярно, между прочим. 

Активные действия по освоению севера Коми будут предприниматься только в 1932 году. Для этих целей постановлением Совета труда и обороны был организован Ухто- Печерский трест ОГПУ, он же Ухтлаг. Согласно генеральному плану, разработанному на вторую пятилетку с 1933 года, здесь должна была вырасти Северная железная дорога на Воркуту через Печору, далее к самому побережью Северного Ледовитого океана. Был даже основан Научно-исследовательский институт в городе Краснопечорске и построен нефтепровод Печора-Ухта-Усть-Вымь (современный Сыктывкар). Как-то совершенно незаметно выросли четыре нефтеперегонных завода, три электростанции и многие другие промышленные объекты. 
Можно представить, в каких условиях и какими усилиями шло строительство. Крайне суровые климатические условия, густые леса, полное отсутствие мало-мальски пригодных проезжих дорог, промерзание почвы зимой до 1,5 метров и глубокие болота на 20% всей территории — все это советский север. Строить на местном грунте оказалось невозможно, и пришлось разрабатывать в карьерах и доставлять на места строительств миллионы кубометров грунта. 

В роли строителей вынужденно выступили заключенные двух спецлагерей — Севжелдорлага и Печоржелдорлага, «владения» которых простирались от Котласа до Воркуты. Почти 30 тысяч зэков рассредоточились по трассе в 58 лагерных пунктах. Стройка напоминала гигантский муравейник, растянувшийся на сотни километров по тайге. Рубили лес, корчевали пни, взрывали горы, засыпали болота. Работа шла круглые сутки, в две смены. Ночью строили при свете костров. Наконец в 1937 году между речками Чуб и Шежамка была построена небольшая железнодорожная станция, первоначально названная Водораздельная. Там разместили лагерь заключенных. Позднее станцию назвали Микунь по имени соседней деревеньки. 

Уже в 1941 году через станцию Микунь прошел первый эшелон угля из Воркуты. Так железная дорога стала градообразующим предприятием для небольшого поселка. 12 мая 1948 года Микунь официально стал рабочим поселком. В 60-х годах прошлого века СССР заготавливал лес для Болгарии в Удорском районе, используя станцию Микунь как ключевой узел. Таким образом завершилось превращение небольшого полустанка в настоящие «Железнодорожные ворота Республики Коми». Сегодня сюда по-прежнему приезжают поезда, привозя нечастых гостей, арендующих посуточное жилье в Микуни. Дальнейшую историю города можно услышать и увидеть в Музее истории Северной железной дороги (улица Комсомольская, 2). Здесь представлена и история развития собственно железной дороги, и история основания и развития города, и связь Микуни с исправительно-трудовой системой МВД. Личные фотографии и подлинные документы усиливают впечатление от экспозиций музея. 
У Дома культуры находится местная гордость — маленький памятник Ленину, в масштабе 1:1. Несмотря на свои скромные размеры, это самый настоящий главный городской памятник. На улице Советской находится памятник Содружества фронта и тыла в память о годах Великой Отечественной войны, когда через станцию Микунь один за одним шли эшелоны с черным золотом: углем и нефтью. Поклонники городского техногенного экстрима должны обязательно отправиться в заброшенную часть города, чтобы побродить по опустевшим улицам. Ветер, свистящий в пустых окнах, дополнит ощущение нереальности происходящего. 

Итак, добро пожаловать в Микунь. Мы желаем вам приятного отдыха и самых ярких впечатлений!