Микунь — железнодорожные врата Республики Коми.
Главная достопримечательность Микуня — города в 96 км от Сыктывкара — это история,
витающая здесь в воздухе. История строительства Северо-Печерской железнодорожной
магистрали тесно связана с этим небольшим, но очень серьезным городом, появившемся
на карте мира в 1937 году. Даже теперь, по прошествии стольких лет, легко представить,что еще лет сто назад в этих краях была бескрайняя тайга и топкие болота. Перемены
начались в 1916 году, когда впервые в обществе заговорили о строительстве железной
дорог от Котласа к Обскому бассейну через земли Коми.
В 1916 году священнослужитель и по совместительству депутат Государственной
Думы четвертого созыва (1912-1917 годы) Д.Попов разработал проект по строительству
железной дороги от города Котлас вглубь, в тундру. Ему удалось добиться одобрения
смелого предложения, и вскоре началось строительство Камско-печорской железной
дороги. Первые работы велись руками пленных австро-венгерской армии, коих
насчитывалось несколько тысяч. Вскоре грянул Октябрьский переворот, военнопленных
со стройки убрали.
Понятно, что в первые годы становления советской власти об освоении севера никто
и не думал. Лишь во время гражданской войны, когда Донбасс и Баку с их запасами
угля и нефти оказались в руках белогвардейцев, вновь встал вопрос о строительстве
железной дороги в Коми. В конце 1918 года Высший Совет народного хозяйства
организовал первые исследовательские экспедиции на маршруте Москва-Ухта. Ведущих
специалистов-геологов привлек Ухто-Сосногорский регион. Тогда никто и предположить
не мог, что когда-нибудь здесь появится понятие «
квартиры на сутки в Микуни», и станет
довольно популярно, между прочим.
Активные действия по освоению севера Коми будут предприниматься только в 1932
году. Для этих целей постановлением Совета труда и обороны был организован Ухто-
Печерский трест ОГПУ, он же Ухтлаг. Согласно генеральному плану, разработанному
на вторую пятилетку с 1933 года, здесь должна была вырасти Северная железная дорога
на Воркуту через Печору, далее к самому побережью Северного Ледовитого океана. Был
даже основан Научно-исследовательский институт в городе Краснопечорске и построен
нефтепровод Печора-Ухта-Усть-Вымь (современный Сыктывкар). Как-то совершенно
незаметно выросли четыре нефтеперегонных завода, три электростанции и многие другие
промышленные объекты.
Можно представить, в каких условиях и какими усилиями шло строительство. Крайне
суровые климатические условия, густые леса, полное отсутствие мало-мальски пригодных
проезжих дорог, промерзание почвы зимой до 1,5 метров и глубокие болота на 20% всей
территории — все это советский север. Строить на местном грунте оказалось невозможно,
и пришлось разрабатывать в карьерах и доставлять на места строительств миллионы
кубометров грунта.
В роли строителей вынужденно выступили заключенные двух спецлагерей —
Севжелдорлага и Печоржелдорлага, «владения» которых простирались от Котласа до
Воркуты. Почти 30 тысяч зэков рассредоточились по трассе в 58 лагерных пунктах.
Стройка напоминала гигантский муравейник, растянувшийся на сотни километров
по тайге. Рубили лес, корчевали пни, взрывали горы, засыпали болота. Работа шла
круглые сутки, в две смены. Ночью строили при свете костров. Наконец в 1937 году
между речками Чуб и Шежамка была построена небольшая железнодорожная станция,
первоначально названная Водораздельная. Там разместили лагерь заключенных. Позднее
станцию назвали Микунь по имени соседней деревеньки.
Уже в 1941 году через станцию Микунь прошел первый эшелон угля из Воркуты. Так
железная дорога стала градообразующим предприятием для небольшого поселка. 12
мая 1948 года Микунь официально стал рабочим поселком. В 60-х годах прошлого века
СССР заготавливал лес для Болгарии в Удорском районе, используя станцию Микунь
как ключевой узел. Таким образом завершилось превращение небольшого полустанка в
настоящие «Железнодорожные ворота Республики Коми». Сегодня сюда по-прежнему
приезжают поезда, привозя нечастых гостей, арендующих
посуточное жилье в Микуни.
Дальнейшую историю города можно услышать и увидеть в
Музее истории Северной
железной дороги (улица Комсомольская, 2). Здесь представлена и история развития
собственно железной дороги, и история основания и развития города, и связь Микуни с
исправительно-трудовой системой МВД. Личные фотографии и подлинные документы
усиливают впечатление от экспозиций музея.
У Дома культуры находится местная гордость — маленький памятник Ленину, в
масштабе 1:1. Несмотря на свои скромные размеры, это самый настоящий главный
городской памятник. На улице Советской находится памятник Содружества фронта
и тыла в память о годах Великой Отечественной войны, когда через станцию Микунь
один за одним шли эшелоны с черным золотом: углем и нефтью. Поклонники городского
техногенного экстрима должны обязательно отправиться в заброшенную часть города,
чтобы побродить по опустевшим улицам. Ветер, свистящий в пустых окнах, дополнит
ощущение нереальности происходящего.
Итак, добро пожаловать в Микунь. Мы желаем вам приятного отдыха и самых ярких
впечатлений!